Как защитить детей?
В настоящее время настораживает статистика, а именно – рост детского травматизма. В реанимационном отделении районной больницы в 2017 году с тяжелыми травмами пролечено 18 детей (в 2016-м – трое). В списке диагнозов – острое алкогольное опьянение; сотрясение головного мозга из-за падения в результате удара копытом лошади; инородное тело в стопе (иголка); отравления седативными таблетками, гранулированным стиральным порошком, ядохимикатом, растворителем; термические ожоги различной степени тяжести; поражение электрическим током; переломы и вывихи.
(снимок носит иллюстративный характер)
В хирургическое отделение с менее тяжелыми травмами госпитализировано 18 детей. Из них с закрытыми черепно-мозговыми травмами – 7 детей, с ожогами – двое, с инородным телом в желудочно-кишечном тракте – один ребенок. В результате несчастных случае в 2017-м погибло трое несовершеннолетних (в 2016 – ни одного случая смерти).
– Как защитить ребенка от несчастного случая?
Ребенок после года начинает все более интенсивно и успешно двигаться, возрастает его самостоятельность. Он познает мир окружающих его предметов. Желание знать «что это такое?» должно замечаться и поощряться родителями. В этот период формируется самостоятельность и независимость ребенка. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Чем богаче среда вокруг ребенка, тем успешнее он развивается. Но в этом разнообразии предметов он может получить травму. Родителям необходимо знать некоторые особенности развития детей разных возрастных категорий.
(снимок носит иллюстративный характер)
В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. В раннем детстве (1-3 года) у детей доминирует восприятие, важная из характеристик которого – аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывают у него яркую эмоциональную реакцию, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение (ребенок не может справиться с желанием взять заинтересовавший его предмет) – достать его, попробовать на вкус, на ощупь… В силу своего возраста и психического развития ребенок не знает об опасности, которая его может ожидать. Поэтому очень частые травмы детей после года – это ожоги, падения, опрокидывание на себя тяжелых предметов мебели, отравления.
Если заняться выяснением возраста, когда ребенок уже может оставаться один, то самым главным критерием здесь является время, в течение которого он может сам себя занять. И чем меньше ребенок, тем меньше времени он может находиться без взрослого. Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становится более устойчивым.
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества. Если ребенок посещает детский сад, то там проводятся тематические занятия по основам безопасности. Родители тоже могут дома в игровой форме проигрывать поведение ребенка в той или иной ситуации.
(снимок носит иллюстративный характер)
Чем старше ребенок, тем опаснее становятся его занятия. Дети увлекаются лазаньем на деревья, скейтбордом и роликами. Начиная с младенчества потребность ребенка применять на практике вновь приобретенные навыки часто входит в конфликт с потребностью в защите от связанных с такой практикой опасностей. Кроме того, способность детей травмироваться превосходит способность предвидеть последствия своих действий или контролировать свое поведение. Предупреждения родителей об опасности езды на велосипеде или роликовой доске по улицам с оживленным автомобильным движением обычно игнорируются или быстро забываются в азарте игры.
Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, особенно, если это касается безопасности. Они должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье? В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Тон, в котором родители сообщают требования или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. На вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Нельзя, и все!», «Я так велю». Нужно коротко пояснить: «Это опасно», «Можешь разбиться, пораниться». Родительские требования не должны вступать в противоречия с важнейшими потребностями ребенка – бегать, прыгать, шумно играть, детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия бесполезно.
– Есть ли практические советы по организации быта в семье, где малолетний ребенок?
– В комнате ребенка должны быть учтены следующие моменты… Мебель не должна иметь острых краев, углов и выступающих шурупов, высокие шкафы лучше прикрутить к стене, чтобы ребенок, встав на выдвижной ящик или повиснув на дверце, не опрокинул его на себя; высокие кровати должны иметь бортики.
(снимок носит иллюстративный характер)
Специалисты говорят о том, что стоит поставить в комнате легкие двери, чтобы малыш мог их самостоятельно открыть, а вот открытие окон должно быть непосильно ребенку. Необходимо убирать в недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, также не стоит покупать детям до 3-х лет игрушки, которые содержат мелкие детали. Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такое пьют взрослые. Вся электропроводка должна быть убрана в короба или под плинтусы. На розетках обязательны заглушки, даже если малыш знает, что засовывать в них предметы опасно. Этого может не знать кто-нибудь из его друзей. Шнуры от бытовой техники также должны быть недоступны ребенку.
- А что было раньше?
Сейчас многие представители старшего поколения недоумевают, почему со стороны молодых родителей столько опеки. Однако раньше населенные пункты не были запружены транспортом, чего не скажешь о современных городах и селах. Деревенские дома были в основном одноэтажными, и даже в городских многоквартирных, окна закрывались на надежные советские шпингалеты. Но факты налицо: быт и улица современности куда опаснее, нежели были полстолетия тому. Дороги, канализационные люки, чердаки, подвалы, высотки, строительные объекты – все это потенциальные и очень опасные места для игр.
Утраченное здоровье и жизнь ребенка являются наихудшей расплатой за беспечность и невнимательность…
(снимок носит иллюстративный характер)
(снимок носит иллюстративный характер)