Памятка по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников
Профессиональное выгорание это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия: приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний; исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия: возникают недоразумения с коллегами; появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным; безразличие ко всему.
Симптомы профессионального выгорания
Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим(увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Качества, помогающие педагогическим работникам избежать профессионального выгорания хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни), адекватная самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Психофизиологические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешнейсреды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочнокишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, чувство подавленности);
Социальнопсихологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Профилактика профессионального выгорания:
- Позволяйте себе свободно проявлять свои чувства, обсуждайте их со значимыми людьми.
- Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
Стресс – неизбежная реакция человеческого организма на негативные жизненные обстоятельства. Некоторые источники стресса неизбежны. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть. Избежать стресса нельзя, но можно научиться эффективного его переживать.
Методы управления стрессом
- Старайтесь быть «позитивными». Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте, как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».
- Учитесь ставить реальные цели.
- Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства, мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовывая или изменяя картинку на более позитивную.
- Выражайте свои чувства, а не держите в себе. Если кто-то или что-то вас беспокоит, сообщите об этом открыто и уважительно. Если вы не выразите свои чувства, то ситуация, скорее всего, останется прежней.
- Будьте готовы к компромиссу. Когда вы просите кого-то изменить свое поведение, то вы должны быть готовы сделать то же самое. Если вы оба готовы пойти навстречу друг другу – у вас будет хороший шанс устранить стрессовую ситуацию.
- Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе. Это может и не решит проблему, но ее острота значительно снизится.
Научитесь прощать. Примите тот факт, что мы живем в несовершенном мире, и что люди делают ошибки. Отпустите злость и обиды. Освободите себя от негативной энергии, простите и двигайтесь дальше.
В суете жизни не забывайте о себе. Забота о себе является необходимостью, а не роскошью.
- Отведите время для отдыха. Включите отдых и релаксацию в свой ежедневный график. Не позволяйте никому и ничему посягать на ваше время отдыха. Оно предназначено для того, чтобы вы отдохнули от всех обязанностей и зарядились энергией.
- Найдите время для проведения вашего досуга, который приносит вам удовольствие и радость, будь то игра на гитаре, или велосипедная прогулка, или что-то другое.
- Сохраняйте чувство юмора. Это включает в себя и способность посмеяться над самим собой. Смех помогает организму бороться со стрессом
- Посидите в тишине с закрытыми глазами.
- Посмотрите свои фотографии.
- Подумайте о чем–нибудь хорошем и приятном.
- Вспомните 10 ситуаций своего успеха, когда Вам удалось добиться своей цели.
- Займитесь ароматерапией, медитацией.
- Ведите здоровый образ жизни.
Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.
- Регулярные физические упражнения. Физическая активность играет важную роль в сокращении и предотвращении последствий стресса. Найдите время, по крайней мере, 30 минут упражнений три раза в неделю. Ничто не сравнится с аэробными упражнениями для освобождения сдерживаемого напряжения.
- Ешьте здоровую пищу. Помните о том, что здоровое питание поможет вашему организму лучше справиться со стрессом. Начинайте свой день с завтрака, и в течение дня питание должно быть сбалансированным и полноценным.
- Уменьшите потребление кофеина и сахара. За счет уменьшения количества кофе, безалкогольных напитков, сахара в своем рационе, вы будете чувствовать себя более спокойно и будете лучше спать.
- Избегайте употребления алкоголя, сигарет и наркотиков. Самолечение с помощью алкоголя или наркотиков может обеспечить легкий выход из стресса, но помощь носит временный характер. Последствия такого выхода из стрессового состояния будут катастрофическими для вашего организма.
- Нормальный режим сна. Нормальный сон питает ваш ум и ваше тело, а усталость только увеличит ваш стресс.
Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.
Ваши мысли оказывают сильное воздействие на ваше физическое и эмоциональное состояние. Если у вас позитивные мысли о себе, то вы и чувствуете себя значительно лучше, верно и обратное. Уберите из своего лексикона такие слова как «всегда», «никогда», «не должен», «должен». Эти слова обрекают на провал ваши мысли.
- Принимайте помощь и поддержку других, в том числе коллег.
- Помните: сами по себе симптомы профессионального выгорания НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНУТ. Работайте над собой.
- Обращайтесь за профессиональной помощью психолога, если не справляетесь самостоятельно.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь вести здоровый и активный образ жизни.
Психологические рекомендации для учителей и родителей при общении с детьми
1. Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
2. Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
3. Избегайте подчёркивания его промахов.
4. Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
5. Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
6. Принимайте индивидуальность ребёнка.
7. Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
8. Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
9. Избегайте публичной критики.
10.Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
11.Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
12.Умейте признавать свои ошибки.
13.Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
14.Поддерживайте своего ребёнка.
Что не надо делать родителям и педагогам?
- Нельзя унижать ребёнка.
- Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
- Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
- Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
- Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
- Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
- Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Рекомендации классным руководителям по работе с «отверженными» детьми
- Покажите, что вы ему доверяете.
- Хвалите за каждое выполненное дело.
- Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.
- Ставьте в ситуацию успеха.
- Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.
- Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.
- Единство требований семьи и школы.
- Учет индивидуальных особенностей!!!
- Наказывать за проступок, объяснять причину.
- Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.
- Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.
- Отмечать хорошие поступки.
- «Разумная» требовательность.
- Проявляйте терпение и выдержку.
- Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок.
- Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
1. Запрет, а тем более лишь усугубят проблему.
2. Санкция должна соответствовать поступку.
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
6. наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
7. Используйте удивление для реагирования агрессию.
8. попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
10.Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
11.Дайте понять ребёнку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Как вести себя с тревожным ребёнком?
1. Выясните причину тревожности.
2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
7. Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
8. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.
Как вести себя с упрямым ребёнком?
1. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
2. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
3. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Как вести себя с аутичным ребёнком?
1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
5. Заинтересуйте ролевыми играми.
6. Учите замене монологов диалогами.
7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
10.Дозируйте всё новое в разумных пределах.
11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.
Как вести себя с нервным ребёнком?
1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
7. Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
3. Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Если ребёнок «устраивает сцены»?
1. Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.
3. Умейте переключить внимание ребёнка.
4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием.
7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
8. Чаще говорите «можно».
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Как вести себя с инертным ребёнком?
1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.